» » » Отзывы Джейн Эйр / Jane Eyre (1996)

Джейн Эйр / Jane Eyre (1996)

2.5
  • 50

Мнений: 2

Жанр: драма

Режиссер: Франко Дзеффирелли

В ролях: Анна Пакуин

Год выхода: 1996

Информация о продукте еще не добавлена. Мы постараемся добавить ее в ближайшее время

Отзывы

История о том, как даже старую добрую сказку о главном можно опустить до уровня посредственного испо

  • 60

Li na (24 апреля 2016 01:32)

архитектура и природа, музыка

слабая игра актеров, сюжет дан в сокращении

Весной у меня начинается какое-то обострение – начинаю смотреть экранизации тех или иных романов. В прошлом году так было с «Грозовым перевалом» Эмили Бронте, в этом году со знаменитым романом «Джейн Эйр» под авторством её же сестрицы Шарлотты.

Роман «Джейн Эйр» я люблю давно и преданно, как прочитала ещё лет в двенадцать наверное, так и люблю. Экранизаций его посмотреть удалось и не так уж много, но в фаворитах у меня всегда оставался фильм 1983 года с несравненными Тимати Далтоном и Зилой Кларк в главных ролях. Потом был фильм 2011 года, который поверг меня в ужас, и 1970 – слишком «спокойненький» и с великовозрастными актёрами, исполнившими роли Джейн Эйр и её суженого Эдварда Рочестера.

Этот фильм я выбрала для просмотра только после прочтения отзывов, которые на «Айреке» наличествовали в количестве двух штук, и которые по рейтингу «3» обещали мне достаточно средненький сериал. Но я была готова к такому раскладу. Фильм «Джейн Эйр» оправдал мои ожидания, правда, достаточно заниженные. Наверное, именно поэтому я не столько разочаровалась, сколько просто была несколько огорчена и постараюсь объяснить почему.

О чём сюжет фильма «Джейн Эйр» думаю все более-менее знают, ну а кто не знает, то скажу лишь, что это:

История любви осиротевшей девушки-гувернантки Джейн Эйр к своему хозяину Эдварду Рочестеру, которую она пронесла сквозь многочисленные невзгоды и испытания.

И если в начале просмотра фильм мне очень даже приглянулся, и я с удовольствием продолжала просмотр, то где-то уже с середины всё повернулось совсем в другую сторону.

Итак, в главных ролях:

Джейн Эйр сыграла Шарлотта Генсбур. Особых претензий к ней не имею, но если всё-таки быть поконкретнее, то сыграла она не не «пятёрку». Внешне, может быть, актриса и подходит для этой роли – Джейн по книге тоже не красавица. Но сравнения с Зилой Кларк не выдерживает. Так и хочется сказать: «Ну ни рыба ни мясо». Джейн была скромницей, тихонькой девушкой, но, тем не менее, с железным стержнем внутри, а здесь же ни того, ни другого нет, а если и есть, то всё оно какое-то показное, напускное. Эдвард Рочестер в исполнении Уильяма Хёрта одного поля ягода с Шарлоттой Генсбур. Какой-то вялый, абсолютно неинтересный, одним словом, никакой. Типичных придирок к возрасту у меня нет, а вот к исполнению роли – очень даже. Харизма и обаяние – на нуле. Зато хочется отметить актрису Джоан Плоурайт в роли миссис Фэйрфакс, экономки Эдварда Рочестера. У неё получилась роль милой, доброй женщины, которая, как в романе, так и в фильме, персонаж исключительно положительный. Наверное, за весь фильм это одна из немногих актёрских удач. Больше кого-либо отметить не могу, если кто и мелькал перед моим взором, то только мелькал, а главные роли здесь по сути лишь две.

И если актёрская игра ещё в каких-то местах хоть как-то вытянула, то сюжет не вытянул вообще. Начинается фильм вполне по сюжету, всё стандартно, как и в других фильмах, снятых по роману: тяжёлое житьё-бытьё маленькой Джейн в доме у злобной тётушки миссис Рид и её не менее злобных детишек, обучение в Ловудской школе, взросление, работа гувернантки в поместье Торнфилд. Но вторая половина фильма это уже просто нечто… События несутся с огромной скоростью, еле-еле успевая друг за другом, за пятнадцать минут нам показывают то, что в романе занимала приличную частью. Где скитания Джейн, где хорошо прописанный в романе момент её знакомства с семейством Риверсов, где всё остальное?.. Нет, я конечно с пребольшущим удовольствием описала бы, чего ещё в фильме нет, или что есть, но показано слишком кратко, но боюсь спойлеров. Но эти, на самом деле жуткие, пятнадцать минут окончательно убили во мне мою мало-мальскую надежду на то, что всё выправится, встанет на свои места и даже актёры хоть как-то проявят себя, пусть и в самом конце.

Но нет, не случилось, увы. Конечно я прекрасно понимаю, что этот фильм – не экранизация романа, такого нигде не прописано, это скорее картина по его мотивам, но всё же даже снимать по мотивам – не значит перевернуть сюжет романа с ног на голову, не значит изменить в нём всё до такой степени.

И похвалить тут, пожалуй, могу только архитектуру, природу и музыку. Музыка здесь действительно на высоком уровне, а архитектурой и природой можно залюбоваться. Хотя бы за это спасибо. Подводя итоги, скажу, что от фильма я не в восторге – как-то не очень сыграли, слишком много переврали. Смотреть или не смотреть – дело хозяйское, для общего развития, может быть и сойдёт, но лично у меня желания пересмотреть этот фильм в ближайшем будущем не возникнет в отличие от фильма 1983 года. И всё-таки советовать буду.

Куда так спешил Дзеффирелли?

  • 40

Селянка (5 ноября 2015 22:30)

нет духа эпохи, слабая игра актеров, сюжет дан в сокращении

После очередного просмотра канонической экранизации "Джейн Эйр" с Зилой Кларк и Тимоти Далтоном пришла мне фантазия посмотреть еще одну интерпретацию любимого романа. Ее я тоже когда-то видела, но прочно забыла. И вот после, а точнее, во время просмотра возник вопрос... Это Дзеффирелли? Это? Дзеффирелли? Тот самый Дзеффирелли, который снял волшебных "Ромео и Джульетту" и "Иисуса из Назарета"? Да? Тогда... Зачем, Франко?

С самого начала фильма с героями происходят странные метаморфозы. Вместо грустной и замкнутой сиротки Джейн появляется угрюмая, но довольно бодрая девица (Анна Пакуин), дерзящая старшим с пылом, который вряд ли одобрили бы даже самые мягкосердечные защитники детей. Особенно в чопорной консервативной Англии времен автора романа. Мистер Брокльхерст из просто черствого и жадного джентльмена превращается в почти что маньяка и садиста, которому не лень лично отвезти сироту в приют, чтобы там всласть поиздеваться над ней. Мисс Темпль - директриса школы, лучик тепла и надежды для воспитанниц, низведена до уровня простой учительницы, способной только на беседы в стиле "мы увидим небо в алмазах", причем в неурочное время и в неурочных местах типа спальни (чопорная Англия... нда...) Место главной наставницы заняла некая злобная особа, бессмысленная и беспощадная (Джеральдин Чаплин, дочь великого комика). Пожалуй, только Фиона Шоу, тетя Рид (она же "тетя Петунья" из саги о Гарри Поттере), добросовестно отыграла свою роль. Детство Джейн пролетает в темпе вальса, тормозя лишь на сценах обид, мучений и смерти лучшей подруги. И оставляя нас в недоумении, как она там вообще выжила, чему научилась и по каким причинам решилась покинуть свое единственное пристанище?

Ну да ладно... вот Джейн уже девушка, и уже не Анна Пакуин, но Шарлотта Генсбур. Которая в поисках своей судьбы поступила на службу в старинный замок Торнфильд. Слуга орет на весь двор: "Это новая гувернантка!" Старушка миссис Фейрфакс начинает общение со сплетен про семью и личную жизнь хозяина, а юная Адель с бонной приходят знакомиться с Джейн (новым человеком в доме и учительницей к тому же) чуть ли не в ночных рубашках... Это не английский замок, а какой-то Неаполь, пусть и в плохую погоду (туманы как-никак). Впрочем, Джейн легко вписалась в атмосферу общей расслабленности. Большую часть дня она занимается тем, что ходит с туповатым выражением лица. Ах да, еще уроки! "Вот тебе примеры и мелок, ты решай, я пойду погуляю" Во время одной из таких прогулок Джейн и мы, наконец, знакомимся с мистером Рочестером...

Что сказать о главных героях. Джейн Зилы Кларк была некрасива (строго по Бронте), но бесконечно обаятельна, Рочестер Тимоти Далтона был красив (совсем не по Бронте), но обладал характером. Оба актера передали всю гамму чувств своих героев. Их нежности, силе, отчаянию, сомнениям, восторгу невозможно не сопереживать. Про Генсбур и Хёрта я могу сказать, что они... некрасивы (опять строго по Бронте). Все. Возможно, Генсбур - хорошая актриса, у нее много поклонников. Но я не любитель фильмов, в которых она снялась, а роль Джейн Эйр никак не раскрыла для меня ее таланты. На всем протяжении фильма у нее вид человека, которому страшно хочется спать. Но все эти софиты, камеры, хлопушки знаете ли... Заснуть не получается, придется как-то играть. Хёрт же, забыв, что Рочестер, даже с внешностью фермера или докера, прежде всего джентльмен, играет фермера или докера целиком, с соответствующими манерами и эмоциями. Сопереживать ему, при всем желании, не получается.

Вернемся к фильму. Он несется дальше, как курьерский поезд - пожар в спальне, приезд гостей и "помолвка" с уездной красавицей, брат Мейсон, смерть тети (Фиона Шоу опять на высоте), вялое объяснение в любви, свадьба и раскрытие страшной тайны, побег Джейн... Пару станций проскакиваем - гадание мнимой "гадалки" или ночной визит жены Рочестера, например. Дальше поезд начинает хромать на все колеса - после неудачного венчания Джейн бодро марширует мимо Рочестера с вещами на выход, невменяемая жена незамедлительно устраивает пожар в доме, полном вменяемого народа, скитания вычеркиваем, линию кузена Сент-Джона и его сестер из загадочно-трагической превращаем в водевильную и вуаля - стремительный хэппи-энд

Дзеффирелли, к сожалению, сильно сэкономил на этом фильме - сэкономил время, пленку, декорации и, что печальнее всего, чувства. Если очень хочется, фильм можно посмотреть - это еще не худшая экранизация. Но, пожалуйста, прочтите сначала книгу!

Добавить отзыв


закрыть